Проектная деятельность
В процессе формирования и работы над проектом участники проектной команды находятся не в позиции учитель – ученик, а становятся единым, дополняющим друг друга коллективом – коллегами. И каждый вносит свой личный вклад в общее дело.
-
109проектов01
-
770участников02
-
130призовых мест03
Стендовая сессия
Направления проектов
Что такое проект?
01
Проект как образ научной школы
Научная школа представляет одну из весьма эффективных моделей образования – как трансляция, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей научного сообщества от старшего поколения к младшему. В такой школе воспитывается научный стиль мышления, исследовательский подход к познанию объектов и явлений окружающего мира.
При упоминании таких имен, как Менделеев, Вернадский, Курчатов, мы четко понимаем, о каком типе сообщества идет речь. Известный исследователь психологии науки М. Г. Ярошевский выделяет следующие признаки научной школы: наличие лидера, задающего вектор развития научной школы, наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; общность подходов (или единая парадигма) совместной деятельности.
Мы рассматриваем проект в Университетской гимназии как аналог научной школы в «большой» науке, как разновозрастное сообщество увлеченных программой проекта участников, организация которого подчиняется самым общим рамочным нормам, а в каждом конкретном случае уникальна и может быть оценена только экспертным способом.
Главным требованием к программе проекта является ее значимость, наличие смыслов для членов педагогического коллектива (или единое поле ценностей), которые передаются школьникам. Внутренняя убежденность педагогов является средством проявления их личностных качеств при занятиях с учащимися, залогом значимости программы для них. Разработка такой программы является сложным процессом, зависящим от участников команды, разработчиков, научной области
и др.
Главным условием значимости программы является возможность реализации для учащихся и педагогов их актуальных запросов и ожиданий: для педагогов – профессиональное общение, педагогический рост и т. д., для учащихся – общение, возможность поездок, профессионализация и др. И, конечно, на выходе мы получаем осязаемый продукт – прототип устройства или новое знание,
которые становятся материальным воплощением результата совместной деятельности.
На основе совместной разработки программы и ее последующей реализации складывается единое видение, единый подход к исследовательской или проектной деятельности у участников проекта. При реализации программы происходит увязка и сближение функциональных связей «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ», которые в дальнейшем определяют лицо школы.
Исследовательская и проектная деятельность позволяют учащимся выйти в пространство самоопределения. Учащиеся, работая в команде, оказываются в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной ими области, сталкиваются с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении со сверстниками и педагогами, конкретизируется в дальнейшем развитии проекта. Учебная активность приобретает более непрерывный и мотивированный характер. Именно это позволяет учащемуся занять позицию «коллега» по отношению к другим членам коллектива, поскольку эта позиция предполагает возможность рефлексии и наличия собственного отношения к окружающей действительности.
При упоминании таких имен, как Менделеев, Вернадский, Курчатов, мы четко понимаем, о каком типе сообщества идет речь. Известный исследователь психологии науки М. Г. Ярошевский выделяет следующие признаки научной школы: наличие лидера, задающего вектор развития научной школы, наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; общность подходов (или единая парадигма) совместной деятельности.
Мы рассматриваем проект в Университетской гимназии как аналог научной школы в «большой» науке, как разновозрастное сообщество увлеченных программой проекта участников, организация которого подчиняется самым общим рамочным нормам, а в каждом конкретном случае уникальна и может быть оценена только экспертным способом.
Главным требованием к программе проекта является ее значимость, наличие смыслов для членов педагогического коллектива (или единое поле ценностей), которые передаются школьникам. Внутренняя убежденность педагогов является средством проявления их личностных качеств при занятиях с учащимися, залогом значимости программы для них. Разработка такой программы является сложным процессом, зависящим от участников команды, разработчиков, научной области
и др.
Главным условием значимости программы является возможность реализации для учащихся и педагогов их актуальных запросов и ожиданий: для педагогов – профессиональное общение, педагогический рост и т. д., для учащихся – общение, возможность поездок, профессионализация и др. И, конечно, на выходе мы получаем осязаемый продукт – прототип устройства или новое знание,
которые становятся материальным воплощением результата совместной деятельности.
На основе совместной разработки программы и ее последующей реализации складывается единое видение, единый подход к исследовательской или проектной деятельности у участников проекта. При реализации программы происходит увязка и сближение функциональных связей «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ», которые в дальнейшем определяют лицо школы.
Исследовательская и проектная деятельность позволяют учащимся выйти в пространство самоопределения. Учащиеся, работая в команде, оказываются в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной ими области, сталкиваются с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении со сверстниками и педагогами, конкретизируется в дальнейшем развитии проекта. Учебная активность приобретает более непрерывный и мотивированный характер. Именно это позволяет учащемуся занять позицию «коллега» по отношению к другим членам коллектива, поскольку эта позиция предполагает возможность рефлексии и наличия собственного отношения к окружающей действительности.
02
Модель проекта
Коллективом Университетской гимназии разработана обобщенная структура проекта как аналога научной школы в образовании.
Роль «научного лидера» выполняет сообщество взрослых, своеобразный «триумвират» в составе
представителей партнера, факультета МГУ и методиста по проектной деятельности Гимназии. Наличие «внешнего» партнера является важным средством включения проектной деятельности в реальную жизнь. Участие факультета МГУ позволяет открыть перед учащимися дальнейшую траекторию обучения и получения высшего образования, необходимого для работы в области проекта.
Методическая поддержка со стороны Гимназии решает задачу «опускания с небес» важной и сложной проблематики, существующей в деятельности высокотехнологичных компаний и исследовательских организаций, адаптации ее к уровню и возможностям учащихся, корректировки программы реализации проекта и объема материала, с которым имеют дело учащиеся.
В рамках проекта контролируются три важных составляющих его качества: образовательный результат, представляющий собой метапредметные навыки, вырабатываемые у учащихся в ходе реализации проекта; практический продукт – изделие, прототип или новое знание, которое предъявляется как результат проекта. И, наконец, в проекте необходимо наличие исследовательского содержания – это опытно-экспериментальная часть, соответствующая формату фундаментального исследования, на которое ориентирован МГУ как классический университет.
Тематика проектов встраивается в одну из семи научно-образовательных школ, которые реализуются в МГУ и ориентируют учащихся на актуальные направления перспективных научных разработок (исследование космоса, культурно-историческое наследие, искусственный интеллект, синтетическая биология, анализ сложных систем, фотонные технологии и цифровая медицина, окружающая среда). Важным фактором является система многоуровневого представления результатов работ: это внутренняя проектная сессия, на которой оценивается преимущественно образовательный результат, «домашняя» конференция – Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского; различные межрегиональные и всероссийские конференции и, наконец, международные научнопрактические конференции и выставки научно-технического творчества, которые проходят в разных странах мира.
Роль «научного лидера» выполняет сообщество взрослых, своеобразный «триумвират» в составе
представителей партнера, факультета МГУ и методиста по проектной деятельности Гимназии. Наличие «внешнего» партнера является важным средством включения проектной деятельности в реальную жизнь. Участие факультета МГУ позволяет открыть перед учащимися дальнейшую траекторию обучения и получения высшего образования, необходимого для работы в области проекта.
Методическая поддержка со стороны Гимназии решает задачу «опускания с небес» важной и сложной проблематики, существующей в деятельности высокотехнологичных компаний и исследовательских организаций, адаптации ее к уровню и возможностям учащихся, корректировки программы реализации проекта и объема материала, с которым имеют дело учащиеся.
В рамках проекта контролируются три важных составляющих его качества: образовательный результат, представляющий собой метапредметные навыки, вырабатываемые у учащихся в ходе реализации проекта; практический продукт – изделие, прототип или новое знание, которое предъявляется как результат проекта. И, наконец, в проекте необходимо наличие исследовательского содержания – это опытно-экспериментальная часть, соответствующая формату фундаментального исследования, на которое ориентирован МГУ как классический университет.
Тематика проектов встраивается в одну из семи научно-образовательных школ, которые реализуются в МГУ и ориентируют учащихся на актуальные направления перспективных научных разработок (исследование космоса, культурно-историческое наследие, искусственный интеллект, синтетическая биология, анализ сложных систем, фотонные технологии и цифровая медицина, окружающая среда). Важным фактором является система многоуровневого представления результатов работ: это внутренняя проектная сессия, на которой оценивается преимущественно образовательный результат, «домашняя» конференция – Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского; различные межрегиональные и всероссийские конференции и, наконец, международные научнопрактические конференции и выставки научно-технического творчества, которые проходят в разных странах мира.
03
Проектная команда
Нередко под командной работой неправильно понимается практика, когда «все делают всё», при этом каждый из участников не может внятно объяснить, в чем же конкретно состоит его личный вклад в общий результат. Работа проходит по плану, жестко заданному руководителем, и нередко на оборудовании, которое имеется под рукой, и по стандартным методикам, описанным в инструкции к нему. Такая ситуация не является командной проектной работой, а, в лучшем случае, групповой учебной работой. Главное отличие команды от группы учащихся – возможность самоопределения каждого ее члена, самостоятельность в осуществлении своей роли в команде, необходимость продуктивной коммуникации – ясного формулирования запроса к другим членам команды и посильного ответа на их запросы. Продукт работы команды – построенный робот или описание особенностей флоры ручья – не самоцель, а средство получения образовательного результата. Поэтому помимо формального результата проекта (созданный макет, предложенное техническое решение и т. д.) должны отслеживаться (может быть преимущественно) развитие навыков познания, коммуникации, деятельности, рефлексии. И это должно быть заложено в критерии оценки. При этом, и это тоже важное преимущество командной работы, создаются условия для перехода от внешней оценки результата учителем к взаимной и самооценке результата членами команды.
О взаимодействии в команде, развитии навыков коммуникации и сотрудничества сказано немало. Но достаточно редко можно найти конкретные указания на механизмы развития сотрудничества, условия складывания взаимодействия в команде. Решающим для этого является позиционное самоопределение каждого члена команды, когда он в состоянии проанализировать ситуацию и ответить себе на вопрос: кто я в команде, какова моя роль, зона ответственности, права и обязанности по отношению к другим членам команды. Это требует выработки внутри команды своего собственного, понятного всем языка, когда одно и то же понятие имеет для всех участников команды одинаковый смысл. В современной практике работа по становлению такого языка проходит в рамках специальных тренингов (в частности, team building).
Для этого каждый член команды должен определиться в следующих вопросах:
После этого участник проекта уже может определить свою позицию, функцию, которую он реализует в команде. Примерами таких позиций могут быть (см. рис. 2): теоретик-аналитик, проектировщик, исследователь, экспериментатор, дизайнер, PR-менеджер и др. При этом типы деятельности у разных участников команды становятся разными, давая возможность каждому из них реализовать свои предпочтения: кто-то становится исследователем, кто-то проектировщиком, кто-то организатором. Кого-то может заинтересовать философское осмысление темы. Члены команды учатся общаться, часто приходится вставать на позицию другого члена команды и пытаться взглянуть на ситуацию его глазами. При этом нередко уже нельзя однозначно отнести содержание реализуемой командой деятельности к проектной (т. е. направленной на получение нового продукта или объекта) или исследовательской (т. е. направленной на получение нового знания об объекте) – в ней могут быть ярко выражены и та, и другая часть.
Важно, и это является ключевой задачей при реализации командного проекта, чтобы каждый из участников мог выделить свой индивидуальный проект из общего проекта команды, поставив свою индивидуальную цель, определив планирование, синхронизацию своего плана с планами других участников и с командой в целом. Именно способность к организации такой работы (и эту компетенцию нужно совершенствовать в первую очередь) позволяет учителю стать не «дающим знание» как выполнять индивидуальный проект, а стать организатором и консультантом
в самостоятельной работе команды учащихся, уважаемым ею руководителем проекта.
О взаимодействии в команде, развитии навыков коммуникации и сотрудничества сказано немало. Но достаточно редко можно найти конкретные указания на механизмы развития сотрудничества, условия складывания взаимодействия в команде. Решающим для этого является позиционное самоопределение каждого члена команды, когда он в состоянии проанализировать ситуацию и ответить себе на вопрос: кто я в команде, какова моя роль, зона ответственности, права и обязанности по отношению к другим членам команды. Это требует выработки внутри команды своего собственного, понятного всем языка, когда одно и то же понятие имеет для всех участников команды одинаковый смысл. В современной практике работа по становлению такого языка проходит в рамках специальных тренингов (в частности, team building).
Для этого каждый член команды должен определиться в следующих вопросах:
- Я понимаю общую цель проекта, участвую в разработке плана его реализации, знаю, кто и с какими компетенциями нужен в команде для его доведения до конца, какие ресурсы нужно привлечь.
- Я понимаю, какими компетенциями и средствами я обладаю, на каких этапах реализации проекта они необходимы, и могу об этом рассказать другим членам команды так, чтобы они поняли это.
- Я понимаю, в каких точках необходимо взаимодействие с другими членами команды, и могу это сформулировать.
- Я знаю, какими компетенциями обладают другие члены команды и на каких этапах реализации проекта они востребованы.
- Я знаю, в чем я некомпетентен, и могу рассказать другим членам команды, на каких этапах реализации проекта, в чем конкретно и от кого мне потребуется помощь.
- Я понимаю, на каких этапах и в каких формах мне необходимы обсуждения в команде для корректировки шагов.
После этого участник проекта уже может определить свою позицию, функцию, которую он реализует в команде. Примерами таких позиций могут быть (см. рис. 2): теоретик-аналитик, проектировщик, исследователь, экспериментатор, дизайнер, PR-менеджер и др. При этом типы деятельности у разных участников команды становятся разными, давая возможность каждому из них реализовать свои предпочтения: кто-то становится исследователем, кто-то проектировщиком, кто-то организатором. Кого-то может заинтересовать философское осмысление темы. Члены команды учатся общаться, часто приходится вставать на позицию другого члена команды и пытаться взглянуть на ситуацию его глазами. При этом нередко уже нельзя однозначно отнести содержание реализуемой командой деятельности к проектной (т. е. направленной на получение нового продукта или объекта) или исследовательской (т. е. направленной на получение нового знания об объекте) – в ней могут быть ярко выражены и та, и другая часть.
Важно, и это является ключевой задачей при реализации командного проекта, чтобы каждый из участников мог выделить свой индивидуальный проект из общего проекта команды, поставив свою индивидуальную цель, определив планирование, синхронизацию своего плана с планами других участников и с командой в целом. Именно способность к организации такой работы (и эту компетенцию нужно совершенствовать в первую очередь) позволяет учителю стать не «дающим знание» как выполнять индивидуальный проект, а стать организатором и консультантом
в самостоятельной работе команды учащихся, уважаемым ею руководителем проекта.
04
Зачем нужна проектная команда?
Проектная работа является одним из основных образовательных направлений Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова. Еще на стадии проектирования учебного заведения был сформулирован тезис о главенствующей роли данного вида деятельности, вокруг которой выстроены все прочие образовательные активности, включая изучение предметов на уроках.
На проектную деятельность возлагаются такие большие надежды в связи с особенностями текущего состояния общества и перспективами его развития в средне- и долгосрочной перспективе. Сейчас не представляется реалистичным и принципиально возможным получить в школе такой багаж знаний, которого хватит на профессиональную деятельность в течение всей жизни. Соответственно, средняя школа должна закладывать и развивать у обучающихся умение формировать запрос на приобретение новых данных, прививать вкус к непрерывной учебе и формировать у ребят навыки эффективного повышения уровня компетенций. Другой важной особенностью настоящего времени является легкий доступ к огромному объему информации, причем не всегда верифицированной.
В связи с вышесказанным учебные программы в эпоху информационного общества должны решать задачи развития навыков критического мышления, коммуникации, творческой изобретательности, способности к выстраиванию межличностных отношений. В этих условиях школьное образование должно формировать у обучающихся, наряду с традиционным, дополнительный набор компетенций XXI века, к которым следует отнести навыки критического мышления, решения сложных задач и межличностной коммуникации. Приобрести и развить указанные компетенции возможно в рамках проектной деятельности, в основе которой лежит коллективное решение сложных задач, необходимость работать в команде и грамотно распределять роли участников для достижения лучшего результата на каждом этапе проекта.
Педагогический коллектив исходит из того, что проектная деятельность в рамках среднего общего образования – это, безусловно, вид учебной работы, который, однако, предполагает получение конкретного, осязаемого результата, который может быть презентован, другим учащимся, преподавателям, экспертному сообществу. Наряду с бизнес-партнерами МГУ, инициаторами и «заказчиками» проектов выступают факультеты и научно-исследовательские институты МГУ и РАН. Если проект запускается бизнес-заказчиком, к реализации обязательно привлекаются представители как минимум одного структурного подразделения Московского университета. Таким образом, проектная деятельность, являясь одним из самых мощных способов профессиональной ориентации обучающихся, позволяет ребятам погрузиться в реальную жизнь факультетов. Следует подчеркнуть, что во главу угла проектной деятельности гимназистов поставлено исследование, которое может реализовываться как в рамках научно-исследовательского проекта, так и на базе проекта инновационного, но с обязательным исследовательским этапом.
На проектную деятельность возлагаются такие большие надежды в связи с особенностями текущего состояния общества и перспективами его развития в средне- и долгосрочной перспективе. Сейчас не представляется реалистичным и принципиально возможным получить в школе такой багаж знаний, которого хватит на профессиональную деятельность в течение всей жизни. Соответственно, средняя школа должна закладывать и развивать у обучающихся умение формировать запрос на приобретение новых данных, прививать вкус к непрерывной учебе и формировать у ребят навыки эффективного повышения уровня компетенций. Другой важной особенностью настоящего времени является легкий доступ к огромному объему информации, причем не всегда верифицированной.
В связи с вышесказанным учебные программы в эпоху информационного общества должны решать задачи развития навыков критического мышления, коммуникации, творческой изобретательности, способности к выстраиванию межличностных отношений. В этих условиях школьное образование должно формировать у обучающихся, наряду с традиционным, дополнительный набор компетенций XXI века, к которым следует отнести навыки критического мышления, решения сложных задач и межличностной коммуникации. Приобрести и развить указанные компетенции возможно в рамках проектной деятельности, в основе которой лежит коллективное решение сложных задач, необходимость работать в команде и грамотно распределять роли участников для достижения лучшего результата на каждом этапе проекта.
Педагогический коллектив исходит из того, что проектная деятельность в рамках среднего общего образования – это, безусловно, вид учебной работы, который, однако, предполагает получение конкретного, осязаемого результата, который может быть презентован, другим учащимся, преподавателям, экспертному сообществу. Наряду с бизнес-партнерами МГУ, инициаторами и «заказчиками» проектов выступают факультеты и научно-исследовательские институты МГУ и РАН. Если проект запускается бизнес-заказчиком, к реализации обязательно привлекаются представители как минимум одного структурного подразделения Московского университета. Таким образом, проектная деятельность, являясь одним из самых мощных способов профессиональной ориентации обучающихся, позволяет ребятам погрузиться в реальную жизнь факультетов. Следует подчеркнуть, что во главу угла проектной деятельности гимназистов поставлено исследование, которое может реализовываться как в рамках научно-исследовательского проекта, так и на базе проекта инновационного, но с обязательным исследовательским этапом.
05
Возможности
В Университетской гимназии обучаются ребята, тяготеющие к самым разных научным направлениям и предметным областям, включая математику, инженерию, естественные, гуманитарные и социальные науки. Учитывая разнообразие интересов гимназистов, в рамках проектной деятельности им предлагаются два основных типа проектов: инновационные и образовательные.
Университетская гимназия предоставляет ребятам уникальную возможность, еще будучи школьниками, приобщиться к исследованиям, проводимым ведущими учеными и педагогами Московского университета, и влиться в коллектив ведущих российских компаний, познать их корпоративные ценности и организацию бизнес-процессов.
С 2016 по 2022 год в проектную деятельность в Гимназии были вовлечены следующие факультеты МГУ: механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, физический, химический, наук о материалах, биологический, экономический, филологический, исторический, психологический, журналистики, политологии, глобальных процессов, московская школа экономики, космических исследований, фундаментальной физико-химической инженерии, фундаментальной медицины, почвоведения, геологический.
По окончании двухлетнего периода реализации проекта гимназисты полностью понимают специфику образования и научных исследований на выбранном факультете МГУ. В результате, ребята с первого курса приходят в лаборатории, где они, будучи гимназистами, выполняли проект, для продолжения научных исследований.
Серьезное отношение Университетской гимназии к проектной деятельности позволило обучающимся достойно представлять результаты исследований на различных отечественных и международных конференциях, включая «Чтения Вернадского», «ПроеКТОриЯ», «Ученые будущего», финал международного конкурса «ISEF», секции конференции «Ломоносов», проводимые на разных факультетах МГУ, «Курчатовские чтения», Кванториаду, «Taiwan International Science Fair» и многие другие. Немаловажным является тот факт, что с 2021 года международные «Чтения Вернадского» стали домашней конференцией Университетской гимназии. Это как раз та площадка, на которой проходит обсуждение актуальных вопросов и реализуется продвижение лучших практик проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.
Таким образом, педагогическим коллективом Университетской гимназии накоплен богатый опыт осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что все проекты, реализованные до сих пор, были выполнены в стенах самой Гимназии, в факультетских лабораториях или на предприятиях компаний-партнеров МГУ.
Университетская гимназия предоставляет ребятам уникальную возможность, еще будучи школьниками, приобщиться к исследованиям, проводимым ведущими учеными и педагогами Московского университета, и влиться в коллектив ведущих российских компаний, познать их корпоративные ценности и организацию бизнес-процессов.
С 2016 по 2022 год в проектную деятельность в Гимназии были вовлечены следующие факультеты МГУ: механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, физический, химический, наук о материалах, биологический, экономический, филологический, исторический, психологический, журналистики, политологии, глобальных процессов, московская школа экономики, космических исследований, фундаментальной физико-химической инженерии, фундаментальной медицины, почвоведения, геологический.
По окончании двухлетнего периода реализации проекта гимназисты полностью понимают специфику образования и научных исследований на выбранном факультете МГУ. В результате, ребята с первого курса приходят в лаборатории, где они, будучи гимназистами, выполняли проект, для продолжения научных исследований.
Серьезное отношение Университетской гимназии к проектной деятельности позволило обучающимся достойно представлять результаты исследований на различных отечественных и международных конференциях, включая «Чтения Вернадского», «ПроеКТОриЯ», «Ученые будущего», финал международного конкурса «ISEF», секции конференции «Ломоносов», проводимые на разных факультетах МГУ, «Курчатовские чтения», Кванториаду, «Taiwan International Science Fair» и многие другие. Немаловажным является тот факт, что с 2021 года международные «Чтения Вернадского» стали домашней конференцией Университетской гимназии. Это как раз та площадка, на которой проходит обсуждение актуальных вопросов и реализуется продвижение лучших практик проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.
Таким образом, педагогическим коллективом Университетской гимназии накоплен богатый опыт осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что все проекты, реализованные до сих пор, были выполнены в стенах самой Гимназии, в факультетских лабораториях или на предприятиях компаний-партнеров МГУ.
06
Проектные выезды и полевые практики
Гимназия продолжает традиции Московского императорского университета, программа которого была основана на широком естественнонаучном и гуманитарном образовании. Основой образовательного процесса является интеграция уроков, проектной деятельности, работы в творческих мастерских и содержательного досуга. Гимназия развивающего вариативного универсального образования, нацеленная на проектирование общенациональной инновационной образовательной системы России, должна стать школой будущего, отвечая принципу «единства в разнообразии».
Для реализации модели гимназического образования разработана программа однодневных и многодневных выездов учащихся.
Полевые практики в рамках реализации проектной деятельности, способствуют знакомству учащихся с реальными объектами (например, ландшафтные парки, акватории морских и речных портов, разработка месторождений полезных ископаемых), работой современных высокотехнологичных предприятий (например, Сибур, Роскосмос), участии их в научных экспериментах.
Возможность участия в поездках становится значимым фактором повышения мотивации учащихся к участию в проектной деятельности. В поездках ребята знакомятся с регионами России, их культурой и бытом, что впоследствии скажется на их решении жить и работать в нашей стране.
Для реализации модели гимназического образования разработана программа однодневных и многодневных выездов учащихся.
Полевые практики в рамках реализации проектной деятельности, способствуют знакомству учащихся с реальными объектами (например, ландшафтные парки, акватории морских и речных портов, разработка месторождений полезных ископаемых), работой современных высокотехнологичных предприятий (например, Сибур, Роскосмос), участии их в научных экспериментах.
Возможность участия в поездках становится значимым фактором повышения мотивации учащихся к участию в проектной деятельности. В поездках ребята знакомятся с регионами России, их культурой и бытом, что впоследствии скажется на их решении жить и работать в нашей стране.
07
Сборник проектов
В сборнике представлены методологические подходы к организации проектной деятельности в Университетской гимназии (школе-интернате) МГУ имени М. В. Ломоносова. Характерными их особенностями являются:
- междисциплинарность,
- выполнение в командах,
- научное консультирование ведущими учеными МГУ,
- наличие внешнего партнера,
- регулярная работа в течение полутора лет,
- полевая работа.
Проекты Гимназии уникальным явлением в образовательной системе страны.
Даны краткие описания наиболее интересных проектов, реализованных в Гимназии за 5 лет, описана эволюция методик организации проектной деятельности за это время.
- междисциплинарность,
- выполнение в командах,
- научное консультирование ведущими учеными МГУ,
- наличие внешнего партнера,
- регулярная работа в течение полутора лет,
- полевая работа.
Проекты Гимназии уникальным явлением в образовательной системе страны.
Даны краткие описания наиболее интересных проектов, реализованных в Гимназии за 5 лет, описана эволюция методик организации проектной деятельности за это время.
08
Документы
-
Приказ от 30.08.2022 № 86 Об утверждении Положения о проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ имени М.В Ломоносова7 МБ
-
Шаблон формы заявки на реализацию проекта15 КБ
-
Шаблон презентации проекта49 КБ
-
Шаблон презентации проекта краткий55 КБ
-
Актуальные проекты в Университетской гимназии МГУ6 МБ
-
Модель проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ3 МБ